За 10 месяцев текущего года на территории Гомельской области зарегистрировано 45 дорожно-транспортных происшествий, в которых…

Сегодня в Центре прошёл День здоровья "Здоровейка и Неболейка на турнире здоровячков". В программе: 1.…

Фотогалерея

Достижения

Главная Родителям Физкульт-ура Практические советы для родителей "Путь к гармонии"

Практические советы для родителей "Путь к гармонии"

Когда начинать заниматься

Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными зна­ниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным перио­дом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка — в школе, физкуль­турном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок за­нимается под руководством специалиста.

Когда и сколько заниматься

Возможности включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной по­требностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени су­ток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок ус­тал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий — не более 10 мин.

До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 1 5-20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для боль­ших групп мышц.

После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродол­жительные взбадривающие упражнения и более длительные — по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушками, ве­лосипедами, самокатами) и для упражнений на различных снарядах (гимнасти­ческих стенках, качелях, горках) — желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин).

Упражнения перед ужином — наиболее частая форма совместных заня­тий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражне­ний; проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продол­жительность занятий с детьми до 6 лет— 20—30 мин., с шестилетками — до 45 мин. (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических уп­ражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вме­сте с ребенком на свежем воздухе — чаще всего она предоставляется в выход­ные дни.

Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Если ребенок в летнее время может про­водить весь день на воздухе, это особенно благоприятно отражается на его фи­зическом развитии. В некоторых детских учреждениях (экспериментальных яс­лях и детских садах Праги) дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В ре­зультате они меньше болеют и больше двигаются.

Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является воз­можность свободно побегать. Родители, как правило, торопятся и часто не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их тем­пом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов (свыше 5 км) родители тоже переоценивают детские силы. Ре­бенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть - в этом случае он сам контролирует степень утомления.

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испы­тывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим трени­ровки должны проходить в виде игры - тогда ребенок все время будет нахо­диться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изу­ченные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам по­кажет его сверстникам. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины тако­го негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более       благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не от­ставали в двигательном развитии; Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкуль­турой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать - кстати, полные дети обладают пре­красными данными для освоения плавания).

В экспериментальных группах всем детям (без исключения) нравилось заниматься. Они с удовольствием разучивали новые, особенно сложные упраж­нения; сами хотели позаниматься с кем-нибудь из родителей, лучше выполнить упражнение, так как знали, что их навыки родители оценят по заслугам. В до­школьнике следует пробуждать здоровое честолюбие.

Чем и как заниматься

Прежде всего, взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каж­дое упражнение и каждая подвижная игра имеют свою задачу, цель, значение; в связи с этим они подразделяются на несколько групп.

В первую группу входят упражнения, направленные на выработку пра­вильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Уп­ражнения такого рода называются оздоровительными (хотя и остальные уп­ражнения имеют большое гигиеническое значение); именно эти движения спо­собствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упраж­нений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответ­ствующих мышц и т. п. Родители, прежде всего, должны продемонстрировать упражнение ребенку (чтобы он видел, как следует правильно его выполнять), а затем помочь ребенку освоить новое движение. Например, в упражнении «са­молетик» ребенок, стоя на коленях, разводит руки в стороны и слегка наклоня­ется вправо и влево. Нагрузка идет на позвоночник — особенно в поясничной части. Если ребенок сдвинет лопатки, взрослый кладет на них руку, чтобы ре­бенок выпрямил спину. При наклонах взрослый придерживает ребенка за ноги, чтобы он не сгибал колени. При выполнении любого упражнения этой группы требуются помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.

Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выпол­няются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполне­нии этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны. Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычными положениями тела (на­пример, головой вниз) или быстрыми изменениями поз (при раскачивании и перебрасывании ребенка), следует терпеливо учить его ориентироваться в не­обычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения. В этом случае, как правило, используются методы поощрения и повторения упражнения до тех пор, пока ребенок его пол­ностью не освоит. Подход индивидуальный: каждый ребенок реагирует на сложные упражнения по-разному, иногда даже необходимо сделать замечание смельчаку, чтобы он не рисковал и следил за указаниями взрослых.

К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того чтобы эти естественные дви­жения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами. Таким образом, ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также умению сосредоточиваться. Необходимо учить также и умению проигрывать (все ведь не могут быть первыми, поэтому необходимо учитывать и возможность оказаться на последнем месте, если другие будут бо­лее проворными). Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с роди­телями или же со старшими братьями и сестрами.

В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, на­пример, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке, гимнастической стенке, подлезание и проползание под различными препятст­виями, перелезание и перепрыгивание через препятствия, впрыгивание на пре­пятствия. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увле­кательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в  ловко­сти, быстроте реакции, закрепить различные движения (перелезание через тахту, кувыркание на ковре, перешагивание через препятствия из кубиков и т. д.). На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, бревен, досок, соломы и травы (для приземления при прыжках).

Дети преодолевают дорожку препятствий самостоятельно (страховку применяют только там, где возможны травмы), стараясь сделать это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям.

Пятую группу составляют музыкально-ритмические упражнения, кото­рые воспитывают у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Эти упражнения должны постоянно присутствовать в «репертуаре движений ребенка», поскольку они способствуют его эстетическому обогащению. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер (грустная — веселая, быстрая — медленная), а затем непринужденно соединять движение с музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую мелодию в нужном ритме на музы­кальном инструменте; можно также пользоваться проигрывателем или маг­нитофоном. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер му­зыки, как бы вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальней­шего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку ценно и полезно в любом возрасте.

Как обеспечить безопасность занятий

Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком должно быть пра­вильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспе­чить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправдан­на и излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные правила безопасности, которые следует со­блюдать при воспитании:

1.  Не держите его только за кисти — обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безо­пасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении акробатических уп­ражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоноч­ник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей ва­шего ребенка.

2.  Новое упражнение осваивайте медленно, и постоянно поддерживайте ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности. При дальнейшем повторе­нии можно ускорить темп упражнения и постепенно исключить всякую по­мощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение само­стоятельно (например, проход по узкой скамейке, лазанье по лестнице, спрыгивание с нижней ступеньки). Постоянно подстраховывайте ребенка, будьте го­товы в случае необходимости быстро его, подхватить.

3.  Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботил­ся о безопасности. Более сложные упражнения и прыжки следует всегда вы­полнять на мягкой подстилке (на ковре, траве). Стремитесь предотвратить оп­рометчивость и небрежность ребенка — особенно при выполнении упражнений на высоте.

4.  Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо — через 1 - 2 с нужно вернуть ребенка в исходное положение. Лучше несколько раз повторить упражнение.

5. Вис только на руках в дошкольном возрасте опасен, поскольку он дает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Поэтому простые висы заменяйте смешанными, когда ребенок еще и упирается ногами, (например, коленями). По этим же причинам не позволяйте ребенку раскачи­ваться в висе (например, на кольцах).

6.  При обучении лазанью не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать,— т. е. максимально до 2,2 м. Только когда лазанье будет освоено в совершенстве (например, по наклонной ле­стнице), можно позволить ребенку старше 3 лет самостоятельно залезать и вы­ше.

7.  Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражне­ния. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно — чтобы ребенок не ослабил внимания, а вы не допустили оплошности при страховке.

8.  Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе.

Подготовила: руководитель физвоспитания Центра Рыжкова Алла Олеговна